Баннер1

Особенности “франшизы в России”

Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время – единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

Франчайзинг – это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи) или фирменного бренда, получая взамен, оговоренное вознаграждение (роялти), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Другими словами, франчайзинг - это форма лицензирования, используя которую франчайзи  может получить право продавать услуги от имени франчайзера, используя в своей работе товарные знаки, бренд, производственные и маркетинговые знания этой организации - донора, взамен за соответствующую плату.

Эта форма основана на взаимоотношениях, закрепленных  договором. В Российском праве договор франчайзинга именуется договором коммерческой концессии (для удобства далее будем именовать его договором франчайзинга). Договор франчайзинга регламентируется главой 54 ГК РФ и специальными законодательными актами об охране исключительных прав в частности частью IV ГК РФ.

Предметом франшизы во всех случаях является право на использование имени, репутации и способов ведения бизнеса, имеющихся у франчайзера и зарекомендовавших себя на рынке.

Договор франчайзинга подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент). При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным (ч. 2 ст. 1029 ГК РФ).

Сторонами по договору франчайзинга могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

В отечественной практике преобладает форма оплаты договора, при которой соединяется фиксированная сумма, получаемая сразу при заключении договора, и периодические отчисления в виде процентной ставки от суммы товарооборота (роялти).

В обязанности фрайнчайзера по договору франчайзинга входят:

- передать франчайзи техническую и коммерческую документацию и предоставить иную, а также проинструктировать франчайзи и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

- выдать франчайзи предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке.

Если договором франчайзинга не предусмотрено иное, франчайзер обязан:

- обеспечить регистрацию договора;

- оказывать франчайзи постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

- контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) франчайзи на основании договора франчайзинга (ст. 1031 ГК РФ).

Франчайзи обязан:

- использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и коммерческое обозначение франчайзера  указанным в договоре образом;

- обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно франчайзером;

- соблюдать инструкции и указания франчайзера, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как они используются франчайзером. Речь идет в том числе об указаниях, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых франчайзи при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

- оказывать покупателю  все дополнительные услуги, на которые он мог бы рассчитывать, приобретая товар (работу, услугу) непосредственно у франчайзера;

- не разглашать секреты производства франчайзера и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

- информировать покупателя о том, что фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации используется в силу договора франчайзинга (ст. 1032 ГК РФ).

Договор франчайзинга может содержать ограничения прав сторон по этому договору, в частности касающиеся комплекса исключительных прав (ст. 1033 ГК РФ).

Франчайзер несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) франчайзи по договору франчайзинга.

Таким образом, франчайзинг интегрирует элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, однако в целом является самостоятельной формой договорных взаимоотношений независимых хозяйствующих субъектов.

Услуги



Новости налогового законодательства

  • Президент РФ в разы увеличил штрафы за oбман пoтребителей

    Президент РФ  пoдпиcал пoправки в КoАП РФ oб уcилении админиcтративнoй oтветcтвеннocти за oбман пoтребителей, а также тoргoвлю кoнтрафактными тoварами, cooбщает преcc-cлужба Кремля. Этoт дoкумент уже размещен на пoртале oфициальнoгo...

    31.07.13

  • Внеcены изменения в закoн o прoцедуре медиации

    Президент РФ пoдпиcал закoн, утoчняющий кoличеcтвенный критерий для cамoрегулируемых oрганизаций медиатoрoв co cмешанным cocтавoм. Как cooбщает преcc-cлужба Кремля, Федеральным закoнoм № 233-ФЗ oт 24 июля 2013 гoда уcтанавливаетcя, чтo в...

    31.07.13


Образцы договоров


Яндекс.Метрика
Работает на: Amiro CMS